Государственная Академическая Филармония акимата города Астаны
Тимуру Мынбаеву посвящается...

Будучи мастером симфонического оркестра, Тимур Мынбаев получил заслуженное признание от своих современников. Так, Софья Губайдуллина отмечала его артистизм и мощный темперамент, а Эдисон Денисов считал художника одним из лучших дирижеров современности.

Не меньшим уважением Тимур Мынбаев пользовался у своих оркестрантов. Предлагаем вашему вниманию воспоминания Негметуллы Каримова, профессора Казахского национального университета искусств:

– Да, мы знаем многих главных дирижеров, таких, как Газиз Дугашев, Фуат Мансуров, Ави Островский, Шамгон Кажгалиев, Самуил Фридман. Но ни один не привнес столько творческого, как это сделал Тимур Каримович Мынбаев. Рассмотрев в различных аспектах деятельность Мынбаева, приходишь к выводу о незаурядной личности дирижера: будь то кадровый подбор, составление репертуара, планирование гастролей, а также далеко не второстепенное – бытовые вопросы оркестрантов, ну и конечно, удивительное отношение к репетиционному процессу. Хотелось бы остановиться на каждом из перечисленных моментов в отдельности.

Подбором исполнительских кадров Тимур Мынбаев занимался сам или через инспекторов, выискивая и приглашая в оркестр лучших из лучших музыкантов по Казахстану и соседних республик. Репертуар составлялся совместно с концертмейстерами, перекосов в сторону классики или современной музыки не было. Кроме текущего репертуара оркестр ежегодно выступал на Пленумах Союза композиторов Казахстана и выездных Пленумах композиторов союзных республик. Ему принадлежит идея создания антологии симфонической музыки казахстанских композиторов.

Тимур Каримович старался приглашать различных дирижеров и исполнителей, не дифференцируя музыкантов на именитых и только что «новоиспеченных». Имея прекрасное образование по двум специальностям («Хоровое дирижирование» и «Композиция») Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Тимур Мынбаев сам писал довольно много музыки в различных жанрах: это опера и балет, симфония и симфонический кюй, соната и квартет, оратория, вокально-хоровые циклы, камерные и джазовые сочинения.

Не могу не похвастаться нашими гастрольными поездками. За время руководства Тимуром Мынбаевым симфонический оркестр РК в своих гастролях охватил всю территорию СССР: от Клайпеды до Владивостока. Иногда наши командировки длились больше месяца. Выступали на разных в больших и малых городах, в военных частях, на заставах, клубах, колхозах и, конечно, на стационарах – филармониях. Мынбаев обладал блестящей лекторской практикой и, как правило, анонсировал наши выступления непосредственно он. Обладая обширными и разносторонними знаниями, дирижер очень захватывающе рассказывал о том или ином исполняемом произведении, говорил без бумажек, эмоционально, но не расплывчато, а по существу, «захватывая» слушательскую аудиторию.

Что касается репетиций – это отдельный разговор. В моей практике (более 40 лет работы в оркестрах) не припомню, чтобы дирижеры в домашних условиях репетировали предстоящую репетицию. Я не оговорился. Действительно, Тимур Мынбаев дома репетировал репетицию. Думаю, что это было вызвано максимальной концентрацией и очень бережливым отношением ко времени, отпущенных для работы над произведением. Скрупулёзно изучая партитуру, он делал заметки, закладки, карандашные ремарки – все было подчинено рациональному использованию рабочего времени, ни в коем случае не позволяя себе явиться на рабочее место, если практически наизусть не знал исполняемое произведение.